УДК

О. А. Герасимчик, Л. В. Яговдик
 Государственное учреждение образования «Специальный ясли-сад г.Слонима», Слоним

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Введение. Одним из приоритетных направлений деятельности системы дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования является обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждении на основе межведомственного взаимодействия:
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников;
профилактика детского травматизма;
обеспечение качественного взаимодействия с территориальными организациями здравоохранения по совершенствованию медико­психолого­педагогического сопровождения воспитанников [1, с. 1].
Пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в специальном дошкольного учреждении руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством [1, с. 11].
Основная часть. Совершенно очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья детей дошкольного возраста не может быть решена только медицинскими, педагогическими или психологическими методами в частности, а лишь посредством их комплексного использования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий учреждения образования,  профессиональной компетентности кадров, специализации, направления в работе учреждения, показателей заболеваемости детей.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья воспитанников, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
В государственном учреждении образования «Специальный ясли-сад г.Слонима»  здоровьесберегающие технологии являются составной и отличительной особенностью всего образовательного процесса. Характер обучения и воспитания, содержание программного обеспечения, условия организации педагогической деятельности имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии классифицируются по доминированию целей и решаемых задач, а также используемых средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения воспитанников. В связи с этим выделяются следующие виды здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
коррекционные.
Используя здоровьесберегающие технологии, сотрудники учреждения придерживаются следующих принципов:
«Не навреди!».
Принцип сознательности и активности.
Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
В специальном дошкольном  учреждении педагогами совместно с медицинскими работниками проводится планомерная работа по совершенствованию физического, психологического и социального  развития ребенка, укреплению здоровья детей через организацию закаливания, воспитанию привычки к повседневной двигательной активности, организации медицинских обследований (1 раз в год всеми специалистами), проведению профилактических прививок, осуществлению медико-психологического контроля  на основе программы «Здоровье», выполнению комплексов упражнений по профилактике плоскостопия, нарушения осанки, нарушения зрения, профилактики детского травматизма.
Разработан и используется в работе «Паспорт здоровья воспитанников», который включает в себя: общие сведения о состоянии здоровья детей, систему закаливания специального дошкольного учреждения, рекомендации врачей-специалистов, комплексы мероприятий по профилактике заболеваний.
Основными формами организации образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении являются игры (занятия), регламентируемые расписанием, составленным с учетом образовательных программ и  состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.
В специально организованной деятельности педагоги учреждения активно используют динамические паузы, упражнения на релаксацию, пальчиковые, дыхательные, артикуляционные и мимические  гимнастики, гимнастики для глаз, приемы самомассажа, кинезиологические и логоритмические упражнения.
Коррекционные занятия и занятия по образовательным областям чередуются с прогулками на свежем воздухе, играми различной интенсивности. Длительность занятий составляет от 10 до 35 минут в зависимости от возрастной группы. Ежедневно обязательными являются две прогулки (в первую и вторую половину дня), дневной сон, четыре приема пищи, игровая деятельность малой и большой подвижности, утренняя гимнастика, гимнастка после сна.
Повышению педагогической компетенции в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в учреждении способствуют методические мероприятия: семинары, семинары-практикумы, психолого-медико-педагогические консилиумы, консультации и др. В рамках таких мероприятий решаются вопросы по повышению качества образовательных услуг, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, активными участниками которых являются узкие специалисты, медицинские работники учреждения.
Вся работа по охране и укреплению здоровья детей проходит в тесном взаимодействии с врачами-специалистами, входящими в штат учреждения. Медицинскими сестрами строго выполняются рекомендации врачей-специалистов. Совместно разрабатываются и доводятся до сведения законных представителей алгоритмы действий при возникновении того или иного заболевания и устранению тех или иных уже имеющихся отклонений. Медицинскими работниками проводятся как подгрупповые, так и индивидуальные консультации. Особое внимание администрация уделяет присутствию медицинских работников на общесадовых и групповых собраниях, что позволяет вывести законных представителей на конструктивные беседы. Распространенной формой работы среди медицинского персонала стало приглашение родителей на сеансы массажа, проведение физиотерапевтических процедур с воспитанниками. В учреждении осуществляется персонализация составления меню по диетическому питанию.
Все эти формы оказывают положительное влияние на укрепление здоровья воспитанников, на взаимодействие всего коллектива и законных представителей в целом.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется во взаимодействии с семьёй. Установление доверительного контакта с родителями, учёт их предложений в отношении организации питания, профилактических и оздоровительных мероприятий, сна и прогулок, а так же активное участие семьи и учреждения в жизнедеятельности друг друга, взаимное обогащение опыта воспитания и обучения детей позволяют достичь положительных результатов в сотрудничестве.
В работе с родителями активно используются традиционные формы (консультации, круглые столы, родительские собрания, беседы, тематические выставки, родительские клубы). Для проведения консультативной работы просветительской направленности созданы персональные блоги и сообщества учителей-дефектологов, воспитателей дошкольного образования, ведётся общение посредством таких видов онлайн-общения в сети, как электронная почта, Skype, чат, Viber.
Заключение. В специальном дошкольном учреждении, исходя из реального потенциала педагогического и детского коллектива, потенциала родителей, выработан свой алгоритм деятельности по созданию здоровьесберегающей системы, что позволяет координировать работу и повышать ответственность всех субъектов образовательного процесса. Этот подход приводит к осмысленной и грамотной реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Анализ показателей позволяет отметить, что количество пропущенных дней одним ребенком ежегодно уменьшается, что влияет на повышение индекса здоровья, а также снижение общей заболеваемости за счет уменьшения количества случаев по болезни.

Список цитируемых источников

1.                   Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.gov.by/page-23621. – Дата доступа: 29.08.2017.
2.                   Поддьяков, Н. Н. Проблемы психического развития ребёнка / Н. Н. Поддьяков // Дошкол. воспитание. – 2001. – № 9. – С. 68 – 75.
3.                   Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : учеб. пособие / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 224с.



© Герасимчик О. А., Яговдик Л. В., 2017

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.