УДК
О.
А. Герасимчик, Л. В. Яговдик
Государственное учреждение образования «Специальный
ясли-сад г.Слонима», Слоним
ОХРАНА И
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Введение. Одним из приоритетных направлений деятельности системы дошкольного образования, специального
образования на уровне дошкольного образования является обеспечение
здоровьесберегающего процесса в учреждении на основе межведомственного
взаимодействия:
сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья воспитанников;
профилактика
детского травматизма;
обеспечение
качественного взаимодействия с территориальными организациями здравоохранения
по совершенствованию медикопсихологопедагогического сопровождения
воспитанников [1, с. 1].
Пунктом 4 статьи
20 Кодекса Республики Беларусь об образовании определено, что создание
безопасных условий при организации образовательного процесса является
обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31
обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного
процесса.
За создание
здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в
специальном дошкольного учреждении руководитель учреждения дошкольного
образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии
с законодательством [1, с. 11].
Основная часть. Совершенно очевидно, что сложная проблема обеспечения
здоровья детей дошкольного возраста не может быть решена только медицинскими, педагогическими
или психологическими методами в частности, а лишь посредством их комплексного
использования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет
повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов,
детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и
укрепление здоровья. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных
условий учреждения образования,
профессиональной компетентности кадров, специализации, направления в
работе учреждения, показателей заболеваемости детей.
Здоровьесберегающие
технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья воспитанников,
включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и
развития.
В
государственном учреждении образования «Специальный ясли-сад г.Слонима» здоровьесберегающие технологии являются
составной и отличительной особенностью всего образовательного процесса. Характер
обучения и воспитания, содержание программного обеспечения, условия организации
педагогической деятельности имеет непосредственное отношение к проблеме
здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии классифицируются по
доминированию целей и решаемых задач, а также используемых средств
здоровьесбережения и здоровьеобогащения воспитанников. В связи с этим
выделяются следующие виды здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии
обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
коррекционные.
Используя
здоровьесберегающие технологии, сотрудники учреждения придерживаются следующих
принципов:
«Не навреди!».
Принцип
сознательности и активности.
Принцип
непрерывности здоровьесберегающего процесса.
Принцип всестороннего
и гармонического развития личности.
Принцип
доступности и индивидуальности.
Принцип
систематичности и последовательности.
Принцип
системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип
постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
В специальном
дошкольном учреждении педагогами
совместно с медицинскими работниками проводится планомерная работа по
совершенствованию физического, психологического и социального развития ребенка, укреплению здоровья детей
через организацию закаливания, воспитанию привычки к повседневной двигательной
активности, организации медицинских обследований (1 раз в год всеми
специалистами), проведению профилактических прививок, осуществлению
медико-психологического контроля на
основе программы «Здоровье», выполнению комплексов упражнений по профилактике
плоскостопия, нарушения осанки, нарушения зрения, профилактики детского
травматизма.
Разработан и
используется в работе «Паспорт здоровья воспитанников», который включает в
себя: общие сведения о состоянии здоровья детей, систему закаливания
специального дошкольного учреждения, рекомендации врачей-специалистов,
комплексы мероприятий по профилактике заболеваний.
Основными
формами организации образовательного процесса в специальном дошкольном
учреждении являются игры (занятия), регламентируемые расписанием, составленным
с учетом образовательных программ и
состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.
В
специально организованной деятельности педагоги учреждения активно используют динамические
паузы, упражнения на релаксацию, пальчиковые, дыхательные, артикуляционные и
мимические гимнастики, гимнастики для
глаз, приемы самомассажа, кинезиологические и логоритмические упражнения.
Коррекционные
занятия и занятия по образовательным областям чередуются с прогулками на свежем
воздухе, играми различной интенсивности. Длительность занятий составляет от 10
до 35 минут в зависимости от возрастной группы. Ежедневно обязательными
являются две прогулки (в первую и вторую половину дня), дневной сон, четыре
приема пищи, игровая деятельность малой и большой подвижности, утренняя
гимнастика, гимнастка после сна.
Повышению
педагогической компетенции в вопросах использования здоровьесберегающих технологий
в учреждении способствуют
методические мероприятия: семинары, семинары-практикумы,
психолого-медико-педагогические консилиумы, консультации и др. В рамках таких
мероприятий решаются вопросы по повышению качества образовательных услуг, направленных
на сохранение и укрепление здоровья детей, активными участниками которых
являются узкие специалисты, медицинские работники учреждения.
Вся работа по
охране и укреплению здоровья детей проходит в тесном взаимодействии с
врачами-специалистами, входящими в штат учреждения. Медицинскими
сестрами строго выполняются рекомендации врачей-специалистов. Совместно
разрабатываются и доводятся до сведения законных представителей алгоритмы
действий при возникновении того или иного заболевания и устранению тех или иных
уже имеющихся отклонений. Медицинскими работниками проводятся как подгрупповые,
так и индивидуальные консультации. Особое внимание администрация уделяет присутствию
медицинских работников на общесадовых и групповых собраниях, что позволяет вывести
законных представителей на конструктивные беседы. Распространенной формой
работы среди медицинского персонала стало приглашение родителей на сеансы
массажа, проведение физиотерапевтических процедур с воспитанниками. В
учреждении осуществляется персонализация составления меню по диетическому
питанию.
Все эти формы
оказывают положительное влияние на укрепление здоровья воспитанников, на
взаимодействие всего коллектива и законных представителей в целом.
С уверенностью
можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не
сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется во взаимодействии
с семьёй. Установление доверительного контакта с родителями, учёт их
предложений в отношении организации питания, профилактических и оздоровительных
мероприятий, сна и прогулок, а так же активное участие семьи и учреждения в
жизнедеятельности друг друга, взаимное обогащение опыта воспитания и обучения
детей позволяют достичь положительных результатов в сотрудничестве.
В работе с
родителями активно используются традиционные формы (консультации, круглые столы,
родительские собрания, беседы, тематические выставки, родительские клубы). Для
проведения консультативной работы просветительской направленности созданы
персональные блоги и сообщества учителей-дефектологов, воспитателей дошкольного
образования, ведётся общение посредством таких видов онлайн-общения в сети, как
электронная почта, Skype, чат, Viber.
Заключение. В специальном дошкольном учреждении,
исходя из реального потенциала педагогического и детского коллектива, потенциала
родителей, выработан свой алгоритм деятельности по созданию здоровьесберегающей
системы, что позволяет координировать работу и повышать ответственность всех
субъектов образовательного процесса. Этот подход приводит к осмысленной и
грамотной реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Анализ
показателей позволяет отметить, что количество пропущенных дней одним ребенком
ежегодно уменьшается, что влияет на повышение индекса здоровья, а также
снижение общей заболеваемости за счет уменьшения количества случаев по болезни.
Список
цитируемых источников
1.
Инструктивно-методическое
письмо Министерства образования Республики Беларусь. Приоритетные направления
деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.gov.by/page-23621. – Дата
доступа: 29.08.2017.
2.
Поддьяков,
Н. Н. Проблемы психического развития ребёнка / Н. Н. Поддьяков // Дошкол.
воспитание. – 2001. – № 9. – С. 68 – 75.
3.
Современные
технологии сохранения и укрепления здоровья детей : учеб. пособие / под общ.
ред. Н. В. Сократова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 224с.
©
Герасимчик О. А., Яговдик Л. В., 2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.